Блеск и нищета нового кроссовера
Как и все прогрессивное человечество, мы поддались деградации («получить лайк», «подписаться на канал») и решили опуститься на дно, в царство так называемого фастфуда. Начнем со сравнительного тест-драйва нового 2019 Toyota RAV 4 в сравнении с его основными конкурентами. В этом сегменте, а это в основном все возможные кроссоверы и бюджетные седаны, царят самые жестокие обычаи: только бизнес и ничего личного. Вот почему наша зрелая и взрослая команда решила добавить немного ярких красок в Лондоне, Москве или Монако (нужное подчеркнуть), чтобы послужить родине на поле боя. Если ваша главная цель — купить статусный кроссовер с последующей установкой крыши «ванна-лодка-труба», то дальше не читайте — за удовлетворение вашего воспаленного самолюбия отвечает другая организация. Мы просто хотим рассказать домохозяйкам и домохозяевам о блеске и многообразии Toyota RAV4 2019 года в новом кузове.
В отсутствие нового «Рафика» в России мы отправляемся на тест-драйв в «распадающуюся» Европу. Мы ездим на главном конкуренте — Volkswagen Tiguan. Опыт показывает, что в Москве не так много желающих взять в аренду совершенно новый кроссовер для тест-драйва . Топливо, оплаченное редакцией, не имеет решающего значения, когда в перспективе на одометре должны появиться тысячи километров, а покинуть родной город на несколько дней для многих было невозможно: офисную кабалу никто не отменял. Пришлось согласиться на 150-сильную дизельную модификацию с полным приводом и роботом. Хотя изначально мы хотели поставить в пару к гибридному 2019 Toyota RAV4 с новым 222-сильным кузовом 220- или хотя бы 180-бензиновую версию. По поводу гибридности RAV4 тоже не стоит отчаиваться: это просто самая популярная версия в Европе с 85 процентами продаж.
Третьим соперником сравнительного тест-драйва и, соответственно, ожидающим нас в Старом Свете, станет Mazda CX-5 с атмосферным 194-сильным бензиновым двигателем и 6-ступенчатым автоматом. Раз уж мы начали разговор с Tiguan, то и начнем с него. Нельзя отрицать, что довольно сильное отставание в мощности от японских конкурентов не сулило ничего хорошего. Тем не менее, езда на скорости по автостраде не вызывает ничего, кроме положительных эмоций: 7-ступенчатая роботизированная коробка передач настроена чрезвычайно грамотно, а тяга турбодизеля на средних оборотах превосходна. Пожаловаться можно только на городские режимы, где робот очень рано переключается на высшие передачи для экономии топлива, но это легко исправить, включив спортивный режим. У него есть некоторые вопросы по поводу режимов экстремального ускорения и вождения по неограниченным немецким автобанам, но об этом позже.
Первое, на что обращаешь внимание, когда ставишь три кроссовера рядом, это то, насколько новый Toyota Rav 4 пятого поколения повзрослел в плане дизайна экстерьера. Предшественник уже не запоминается, к тому же стоящие рядом менее габаритные конкуренты не выглядят так солидно и статусно, как новый Rafik. Конечно, никто не отменял спортивность и женственность Mazda СХ-5, но это несколько другое направление. Внешне лаконичный Volkswagen Tiguan, однако, стал казаться слишком скромным. Самое главное — не подходить к Toyota на расстояние вытянутой руки, где позитивное восприятие сменяется бесформенным ансамблем хаотично расположенных линий и ловких переплетений. Справедливости ради скажем, что в таком соседстве никто не ценит внешний вид автомобилей. В общем, уважение к дизайнерам новой японской модели.
Несмотря на отсутствие какой-либо общей концепции в дизайне интерьера, салон пятого поколения 2019 RAV4 выглядит ничем не уступающим другим конкурентам этого сравнительного тест-драйва. Помимо улучшенных материалов отделки, порадовала более совершенная эргономика сидений с широким диапазоном регулировок сиденья и рулевой колонки. Позабавила только графика мультимедийной системы: то ли японцы действительно не пожалели средств на разработку, то ли решили создать обложку с ретро-мотивами в стиле гибрида Lexus RX 400h 14-летней давности. Что касается пространства на задних сиденьях, то более крупная Toyota показалась нам самой просторной. Оба японских автомобиля имеют регулировку наклона спинок сидений, но Volkswagen выигрывает благодаря наличию продольной регулировки задних сидений. По объему багажного отделения «Рафик» лидирует, но говорить о точных цифрах пока рано, так как российские версии будут иметь полноценную запаску вместо ремкомплекта.
Если оценивать ходовые качества по стандартам, принятым в классе кроссоверов, то все участники сравнительных тестов попадают в категорию драйверских автомобилей. В этом отношении наибольшего прогресса добилась новая Toyota Rav 4. Как и популярная Camry, она построена на модульной платформе TNGA, а электроусилитель руля установлен на реечном механизме, а не на валу, что обеспечивает более естественную реакцию. В сочетании с более легкой стойкой прохождение поворотов на скорости доставляет массу удовольствия. Кто бы мог подумать: новая кузовная японская модель обладает такой же степенью страстной избыточной поворачиваемости, как и Mazda СХ-5, с той лишь разницей, что в последней этот вопрос омрачается невнятной регулировкой усилителя руля и более высокой посадкой в скользкой обивке сидений.
Мы не будем говорить об инциденте, произошедшем с Toyota на независимом «лосином тесте», где система стабилизации не смогла обеспечить адекватный динамический коридор. Во-первых, даже в таких условиях ESP надежно страховала автомобиль от скручивания и опрокидывания, а во-вторых, в этих испытаниях участвовала европейская версия кроссовера с гибридным приводом, которые не ожидаются на российском рынке. В любом случае, Volkswagen Tiguan получает наивысшую оценку с точки зрения управляемости. В немецком кроссовере не больше азарта, чем в японском, но с точки зрения навыков среднего водителя, шасси настроено более уверенно и требует меньше внимания к исправлению ошибок при динамичном вождении. Как обычно бывает в таких ситуациях, расплатой стала плавность хода подвески, которая оказалась самой жесткой в трио, а дизельный двигатель не позволил автомобилю претендовать на лидерство по звукоизоляции салона.
Новый 2019 Toyota RAV4 не идеален и с точки зрения шумоизоляции: голос двигателя, хотя и ласкает слух, все же слишком навязчиво проникает в салон при напряженном разгоне, учитывая семейный статус модели, а шум ветра в дверных проемах при выключенной аудиосистеме будет нетрудно почувствовать. Но когда речь заходит о плавности хода подвески, «Рафик» пятого поколения становится явным победителем нашего сравнения. Таким образом, мягкость и мощность шасси применимы не только для езды по ровному европейскому асфальту, но и по булыжникам. Последнее означает, что новый Toyota Rav 4 может стать лидером в России по плавности хода и захватывающей управляемости. Учитывая претенциозность предыдущих моделей компании, акцент Mazda СХ-5 на шумоизоляцию позволил ей победить в этой номинации. По плавности хода — некое второе место между мягкостью «Рафиков» и спортивными настройками Tiguan.
Мы тестировали экстремальные динамические возможности больше для нашего удовольствия, потому что с практической точки зрения обзорности не хватает: 222-сильный гибрид 2019 Toyota RAV4 с новым кузовом не будет предлагаться в России. Тем не менее, более мощный Rafik разгоняется наиболее динамично с педалью в пол, а паспортные 8,1 секунды до сотни не вызывают особых вопросов. Картину портят только переходные режимы, в которых гибрид постоянно жонглирует тягой, постоянно включая и выключая бензиновый двигатель. Великолепно настроенная работа Tiguan и резвая тяга дизеля на средних оборотах не смогли скрыть недостаток мощности, и немец оказался самым медленным при интенсивном ускорении. Победителем стала Mazda СХ-5, которая довольствовалась идеально настроенным автоматом и самым четким сочетанием педали акселератора и не турбированного двигателя. Немецкие автобаны принесли немного блеска, где Rav 4 с его ограничителем 180 км/ч был обогнан даже Tiguan, который набрал на спидометре около 200 км/ч.
PS. Мы понимаем, что наш сравнительный тест-драйв не столь объективен из-за нового гибрида Toyota Rav 4 — такого автомобиля в России не будет. Тем не менее, мы очень надеемся, что настройки подвески с отличной плавностью хода и рискованным рулевым управлением сохранятся, и тогда японская новинка, даже с учетом повышения цены, станет одним из самых привлекательных предложений на рынке. В сравнительной таблице (см. ниже) представлена российская версия модели в сравнении с ее основными конкурентами в средней комплектации.