Сколько автомобилей сегодня в мире? Эксперты утверждают, что в мире насчитывается более миллиарда автомобилей и что количество вредных веществ, которые они выбрасывают, увеличивается с каждым годом. Для того чтобы избежать этих выбросов, с середины 20-го века все автомобили оснащаются каталитическими нейтрализаторами.
Автомобильные каталитические преобразователи устанавливаются в выхлопных системах с начала 1970-х годов. Примерно в то же время были установлены первые стандарты на содержание и химический состав вредных веществ в выхлопных газах двигателей.
Структура каталитического нейтрализатора
Каталитический нейтрализатор — это компонент, который должен нейтрализовать вредные соединения в выхлопных газах. При сгорании топлива образуются углеводороды, в результате чего выхлопные газы приобретают темный цвет, азот и оксиды углерода. Именно эти соединения вызывают негативную реакцию экологов.
Работа нейтрализатора, изначально присутствующего в выхлопной системе, направлена на проведение окислительно-восстановительных химических реакций, в результате которых образуются безвредные вещества: вода, углекислый газ и азот. Это трехступенчатые каталитические преобразователи, используемые в большинстве последних моделей автомобилей. Каталитический нейтрализатор работает путем преобразования вредных для окружающей среды газов в безвредные соединения, которые затем выбрасываются в атмосферу.
Работа нейтрализатора не требует дополнительного источника энергии, так как активное покрытие обеспечивает протекание любой реакции. Элемент работает при достаточно высокой температуре, поэтому его располагают за выпускным коллектором, но не слишком близко к двигателю, чтобы избежать перегрева. Это гарантирует, что он будет готов к работе, когда горячие выхлопные газы прогреются.
Принцип работы каталитического нейтрализатора обеспечивает его полную работоспособность при достаточном предварительном нагреве. Его работа контролируется λ-зондами — датчиками кислорода, установленными до и после каталитического нейтрализатора. Информация о количестве остаточного кислорода в выхлопной системе важна для ЭБУ, на основании которой делаются выводы о работе двигателя. Если требуются корректировки, ЭБУ посылает сигнал на увеличение или уменьшение подачи воздуха и топлива в систему камеры сгорания.
Неисправные каталитические нейтрализаторы и их причины
Производители пишут, что срок службы нейтрализатора составляет от 100 000 до 150 000 километров. На практике даже меньший пробег может вызвать проблемы, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.
В зависимости от условий эксплуатации каталитические преобразователи можно заменять каждые 3-7 лет.
Основной причиной отказа является сгорание металлического слоя, покрывающего соты. Это естественный процесс, который приводит к ухудшению качества выбросов. Бортовой компьютер показывает загоревшийся «чек» и в некоторых случаях предотвращает работу двигателя, выключая зажигание.
Низкокачественное топливо также ускоряет процесс сгорания. Часто бензину придают более высокое октановое число путем добавления свинца, что увеличивает нагрузку на каталитический нейтрализатор и сокращает срок его службы. В случае дизельных автомобилей использование владельцем антибензиновых присадок в зимний период может ускорить поломку.
В некоторых случаях причиной поломки может быть неисправность двигателя. Неправильный выбор момента зажигания и проблемы с системой подачи топлива (последнее особенно важно для дизельных двигателей) могут ускорить прогорание каталитического нейтрализатора.
Можно ли удалить каталитический нейтрализатор?
Когда каталитический нейтрализатор удаляется, его часто заменяют пламегасителем. Последний уравновешивает поток выхлопных газов. Рекомендуется установить его для устранения неприятного шума, возникающего при удалении каталитического нейтрализатора. Тем не менее, если вы решили снять его, лучше сделать это полностью, а не следовать предложению некоторых автомобилистов и пробить в нем отверстие. Такая процедура лишь временно улучшит ситуацию.
Для автомобилей стандарта Евро-3, помимо удаления каталитического нейтрализатора, необходимо также перепрограммировать электронный блок управления. Это модернизированная версия, которая не включает каталитический нейтрализатор. Также можно установить эмулятор сигнала датчика кислорода, чтобы не перепрограммировать ЭБУ.
https://zatuning.ru/udalenie-katalizatorov-s-korrektnym-euro-2/