Идея создания частной автомагистрали из Китая в Европу возникла в 2013 году у Александра Рязанова, бывшего заместителя председателя правления «Газпрома», а ныне совладельца российского холдинга.
Ожидается, что автомагистраль «Меридиан» будет построена в соответствии с европейскими стандартами дорожного движения и будет представлять собой четырехполосную автомагистраль из Беларуси в Казахстан. Первый этап строительства — 430 км дороги от границы с Казахстаном в Оренбургской области до Самарской области. Второй участок включает транзит через Самарскую, Саратовскую и Тамбовскую области до трассы М-4 «Дон» протяженностью около 1100 км. В мае 2019 года Рязанов рассказал РБК, что заключительный этап (452 км) пройдет от М-4 до границы с Беларусью.
Моржаретто отметил, что средства, которые правительство сейчас изыскивает для «Меридиана», можно было бы направить на более приоритетные проекты, такие как проект «Южный кластер» (автомагистраль, соединяющая Черноморское побережье). Кроме того, он сказал, что в будущем трассу М-4 «Дон» необходимо будет расширить, так как она с трудом справляется с летним транспортным потоком.
Вячеслав Лязаков, лидер движения «Автомобилисты России» и депутат Государственной Думы, сказал, что строительство дорог действует как двигатель экономики, создавая мультипликативный эффект (пятикратная отдача на каждый вложенный рубль), но в данном случае целесообразность строительства второй дороги в Китай должна быть тщательно проанализирована. Он предупредил, что Турция развивает транспортный коридор в Китай в обход России.
Сегодня ситуация значительно изменилась, и между российскими городами проложены хорошие асфальтированные дороги.
Российские власти объявляют об амбициозных планах: обязательстве в несколько раз увеличить качество и количество дорожного покрытия, что должно повысить экономическую связь страны с обширной территорией. Для реализации этой идеи был разработан национальный проект под названием «Безопасные и качественные дороги». Они готовы выделить на эти цели более 4,7 триллиона рублей до 2024 года. Цель — сделать движение на дорогах комфортным, внедрить интеллектуальные системы управления движением и улучшить контроль за соблюдением правил дорожного движения. В результате количество смертей на российских дорогах должно утроиться. План уже дает результаты: за последние пять лет число смертей на дорогах снизилось на 26%. Сейчас с развитием современных сетей автодорог возможны перевозки по тем направлениям, о которых еще 50 лет назад и нельзя было мечтать. Например, сегодня реальна перевозка грузов в китай по большей части по сухопутной части России.